Создание условий для адаптации детей – мигрантов в современной российской школе

Учительница русского языка Татьяна пытается привлечь внимание учеников из своего цыганского класса в зуме. У Валеры разряжается смартфон, а с девочкой по имени Ойша кто-то упорно пытается сразиться подушкой. Татьяна не сдается и проявляет завидную настойчивость. Ее звучный голос и яркая игрушка делают свое дело: в этот раз ребята всё же прорабатывают тему предлогов.

Эти первоклассники даже не догадываются, как им повезло присутствовать на уроке.

По статистике, 25% детей из семей мигрантов вообще не учатся в школах.

Учитывая, что в 2021 году в России было зарегистрировано 15 млн мигрантов, счет неграмотных и несоциализированных детей идет на тысячи.

Невидимая проблема

По словам Анны, эксперта программы по адаптации мигрантов «Одинаково разные», московские дети-мигранты вынуждены сидеть дома, если у них нет регистрации. Столичные школы не принимают их из-за приказа Минобразования № 32 от 2014 года.

Анна считает такую практику незаконной. Право на образование гарантируют международные конвенции, федеральные законы и конституция, а к неоднозначному приказу даже вышло разъяснение Верховного суда:

«Там написано, что его неправильно трактуют: для приема в школы регистрация не обязательна».

Анна объясняет неправомерные действия администраций школ обычным страхом и незнанием: «Одна женщина сказала, что готова всех принять, но боится, что ее из-за этого снимут. Увольнение директоров — довольно частая практика». Для восстановления справедливости наша собеседница часто напрямую общается с директорами и объясняет им, как правильно оформлять незарегистрированного ребенка-мигранта.

В угрозах в адрес директоров и незаконном учете регистрации Анна видит очевидную заинтересованность властей:

«Мы регулярно слышим, что позиция департамента образования и лично его руководителя по поводу детей мигрантов принципиально очень жесткая. Как будто бы в Москве их нет, а значит, проблему решать не надо. Если же они откуда-то появляются без регистрации, то мгновенно зачисляются в убийственную категорию нелегальных».

Эксперт по миграции Константин в своем докладе для организации «Гражданское содействие» рассказывает, что МВД заинтересовано в происходящем не меньше. Собирая личные данные учеников, сотрудники ведомства реализуют в рамках школ миграционный контроль.

По словам Константина, столичные чиновники воспринимают образование не как фундаментальное право, а как услугу. В их представлении незарегистрированный мигрант не платит налоги, поэтому его дети не могут рассчитывать на обучение.

При этом чиновники не задумываются, что регистрация — долгий и сложный процесс. Чаще всего ни работодатель, ни арендодатель не содействуют мигранту в этом вопросе. Человек вынужден обращаться в полулегальные фирмы, которые нередко кидают его на крупные суммы.

Обучение детей мигрантов в школе

Дети мигранты имеют право на обручение в российской школе. Это прописано в упомянутой выше статье 78 ФЗ «Об образовании». В указанной статье сказано, что иностранные дети вправе посещать детские сады, школы, а также получать профессиональное образование в России. Согласно закону, разницы между зачислением в школу ребенка из семьи мигрантов и ребенка-россиянина быть не должно.

Обратиться с заявлением о приеме ребенка в школу могут любые иностранные родители. Независимо от того, проживают они в России по РВП или ВНЖ, работают по патенту или без патента по трудовому договору. Главное, чтобы и ребенок, и родители находились в России легально.

Записать иностранного ребенка для обучения в школе можно через:

  • МФЦ;
  • Госуслуги;
  • Для жителей Москвы — через сайт mos.ru. Чтобы попасть в столичную школу, ребенку обязательно потребуется регистрация или миграционный учет в Москве.

То, по каким правилам ребенка принимают в учебное заведение, прописано в Порядке приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (документ утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года №32).

Для приема иностранного школьника в российское учебное заведение нужны следующие документы:

  1. Родителю необходимо подготовить заявление – стоит учесть, что, помимо основных данных о фамилии, имени, отчестве, дате рождения нужно будет также списать информацию из свидетельства о рождении и документа о регистрации.
  2. Родителю нужно будет предъявить свой паспорт.
  3. Потребуется свидетельство о рождении ребенка. Документ нужно будет показать в оригинале.
  4. Регистрация или миграционный учет на той территории, за которой закреплена школа.
  5. Документ, подтверждающий родство со школьником.
  6. Также потребуется документ, который подтвердит, что родитель и ребенок находятся в России легально (например, миграционная карта, РВП, ВНЖ)
  7. Для приема в 10 и 11 классы предъявляют аттестат за 9 класс.

В документе не сказано, но также в школах обычно требуют предоставить медицинский полис на ребенка.

Справки, выполненные на иностранном языке, нужно перевести. Перевод заверяют у нотариуса.

Согласно п.5 Приказа Министерства образования и науки РФ №32, только отсутствие свободных мест в школе может стать причиной для отказа приема ребенка.

  • ММигранты в России
Права иностранных граждан в России: про лечение, обучение и общение с полицией
  • Елена Воропаева
  • 26.06.2020

Что касается обучения детей мигрантов, которые переводятся из иностранной школы в российскую, то ребенка зачисляют в тот класс, который соответствует уровню образования, полученного несовершеннолетним в иностранном государстве. При этом учитываются материалы личного дела ребенка, оценки, которые он получал в прошлой школе.

В некоторых случаях школа может организовать промежуточную аттестацию, в ходе которой будет решено, в какой класс зачислять ребенка.

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Зачем учить чужих детей?

Даже если у мигрантов не будет никаких проблем с оформлением документов, всегда найдутся противники их обучения. Анна считает, что их не переубеждают гуманистические посылы в духе «мигрантов нужно допускать к социальным сервисам хотя бы потому, что эти сервисы сделаны людьми для людей».

Приверженцам этой точки зрения она предлагает взглянуть на проблему более прагматично. Детство ребенка-мигранта без школы вредно не только для него, но и для всего общества: «Ребенок остается без главной среды, где он социализируется. Он либо будет сидеть дома без образования и друзей, либо пойдет на улицу». Подобная «уличная» социализация часто приводит к криминалу. У такого человека нет навыков и возможностей для интеграции, его окружение не способствует его развитию. В какой-то момент он попросту вынужден прибегнуть к незаконным способам выживания.

Анна добавляет, что повсеместное обучение мигрантов значительно улучшило бы не только социальную обстановку, но и экономическую ситуацию:

«Если человек получает образование, он может работать в белом секторе и приносить прозрачную пользу в виде налогов».

Это скажется на развитии экономики гораздо лучше, чем если у человека не будет никаких социальных лифтов и все вокруг будут считать, что он по определению может работать только за небольшую плату и без договора.

Программа адаптации детей-мигрантов

Любая программа адаптации детей-мигрантов должна одновременно решать целый ряд проблем и строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Она должна помочь не только привыкнуть к новой стране, но и способствовать формированию личности ребенка. Основные задачи программы можно сформулировать так:

  1. вовлечь детей-мигрантов в учебно-воспитательную деятельность школы;
  2. помочь детям влиться в новый коллектив и наладить взаимоотношения со сверстниками;
  3. развить творческие способности ребенка;
  4. познакомить с культурным многообразием социальной среды.

Для этого программа должна быть комплексной, включать в себя учебную, социальную и социокультурную адаптацию.

Учебная адаптация детей-мигрантов

Для каждого ребенка-мигранта школа становится главным институтом адаптации, потому что там он проводит большую часть своего времени. На учителей и руководство школы возлагается большая ответственность, ведь именно от них в большей степени зависит, как быстро ребенок привыкнет к новой среде.

Главной проблемой при обучении в школе становится знание русского языка. Чем позже ребенок приезжает в страну, тем сложнее ему учить язык. Поэтому учителя должны с пониманием относиться к тому, что ребенку-иностранцу может понадобиться чуть больше времени для освоения нового материала.

В свою очередь дети должны быть готовы к тому, что придется дополнительно изучать некоторые предметы, которые их одноклассники уже знают. Например, восполнять пробелы в знаниях русской литературы и истории России. В большей степени это касается ребят-старшеклассников.

В Москве, по данным Центра миграционных исследований, только 75% детей-мигрантов ходят в школу и получают образование. Многие из них отстают от своих сверстников на 1-2 года, потому что их знания не соответствуют требованиям школы.

Социальная адаптация детей-мигрантов

Дополнительный стресс у ребенка, переехавшего в другую страну, вызывает то, что он оставляет своих друзей, теряет с ними связь. Поэтому, чтобы быстрее освоиться на новом месте, ребенку важно найти новых друзей.

Зарождению дружбы способствуют общие увлечения, особенно спортивные игры, ведь в спорте даже языковой барьер не будет преградой. Также было замечено, что детей сближают общие проблемы. Поэтому часто дружба возникает между детьми-мигрантами, пусть даже они приехали в Россию из разных стран.

Во всех школах периодически проводится анкетирование для выявления проблем во взаимоотношениях в классе. Было выявлено, что в среднем 80% опрошенных детей-мигрантов не сталкивались с негативным отношением со стороны одноклассников и достаточно быстро вливались в новый коллектив.

Социокультурная адаптация детей-мигрантов

В каждой стране своя культура и свои традиции. Их мы впитываем с детства и проносим с собой через всю жизнь. Иногда традиции нескольких стран могут вступать в противоречие, именно поэтому при переезде очень важно знать культурные особенности новой страны.

Базовые культурные нормы и бытовые особенности России ребенку-иностранцу рассказывают, конечно же, родители. А более углубленные знания он получает в школе на уроках и внеклассных занятиях.

В некоторых школах страны проводятся специальные уроки для детей-мигрантов. На таких занятиях дети разыгрывают различные бытовые ситуации: поход в гости, посещение врача, прогулка на улице. Ребят в игровой форме обучают нормам общения, которые, в зависимости от страны, имеют свою специфику.

Адаптация каждого ребенка-мигранта будет проходить индивидуально, нельзя разработать единый план адаптации для всех. Но при этом существуют общие рекомендации, соблюдение которых сэкономит время и поможет не травмировать ребенка. Самое важное — подобрать комплексную программу адаптации и уделять ребенку как можно больше внимания.

Видео: Пример игры для адаптации детей мигрантов

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Ненужный ребенок

Безоговорочный прием в школу — только первый шаг в правильном направлении. Обучение ребенка-мигранта становится более серьезной задачей. Школа часто с ней не справляется: такого ученика отправляют на задние парты в классы помладше, а на его низкие результаты стараются не обращать внимания.

Дело в том, что русскоязычные школьники приходят в первый класс уже подготовленными, а дети мигрантов могут даже ни разу не слышать русскую речь. Например, как ученики Марии (имя героини изменено) — классной руководительницы из Калужской области: «Они не умеют читать, писать, у них очень узкий кругозор. Они знают только то, что видели по телевизору — чаще всего в передачах для взрослых».

Если в Петербурге и Москве с проблемой малой подготовки и незнания языка частично справляются интеграционные центры (например, проект «Такие же дети»), то в регионах эта задача полностью ложится на плечи таких учителей, как Мария.

Ирина — руководитель проекта «Одинаково разные» и бывший школьный преподаватель литературы в Калужской области. Она объясняет, что учителя-предметники в такой ситуации не понимают, на ком лежит ответственность за обучение сложных детей:

«Если ты ведешь географию, а у тебя ребенок не разговаривает, ты же не будешь его учить русскому. Так этот школьник ходит по урокам и ничего не понимает, а каждый учитель-предметник зол, потому что общий балл в классе падает».

Анна считает, что подобная безынициативность — признак загруженности и нехватки знаний для помощи: «Их никто не учил заниматься русским языком как иностранным. У них нет времени на то, чтобы прочитывать кучу материалов».

Нерусские на доске почета

Дима (имя героя изменено) — выпускник одной из интернациональных московских школ. О параллельных смешанных классах он рассказывает так: «В них был больший уклон на изучение русского языка, а не остальных предметов. Они тратили время на правописание, а каких-то сложных правил даже не изучали».

Из-за базовой программы русскоязычные дети в этих классах двигались гораздо медленнее. Дима даже часто шутил с друзьями по поводу низкого уровня обучения в своей школе. Сейчас наш собеседник не видит в смешанных классах ничего страшного, но своих детей туда отдавать бы не стал: «Уровень обучения в приоритете».

Мнение Димы отражает статистику: никто из 100 опрошенных учителей в Татарстане не хотел бы, чтобы в их классе учились дети мигрантов, потому что из-за них общая успеваемость резко снижается.

Но и раздельное обучение не выход, это вредная и нереализуемая альтернатива. По словам Ирины, «адаптация — двусторонний процесс. Нужно, чтобы и местные научились жить с приезжими, и приезжие начали ориентироваться в культуре».

Анна уверена, что дети мигрантов при правильном подходе и наличии обученных учителей требуют не больше усилий, чем трудные русскоязычные подростки. Часто они даже более мотивированные и упорные:

«Когда я прихожу в подмосковную школу и смотрю на доску почета, фамилии в основном таджикские и узбекские».

Как мигранту устроить ребенка в школу в России

Многие мигранты приезжая в Россию на заработки также берут с собой своих детей, в том числе и школьного возраста. В этом случае перед родителями встаёт вопрос: как правильно устроить ребенка в школу в России.

Самое главное правило — ваши дети должны находиться на территории России на законных основаниях, то есть иметь регистрацию (уведомление о постановке на миграционный учёт, а также миграционную карту. При въезде в РФ целью приезда для детей нужно указывать «частная».

Если с документами всё в порядке, то можно заняться устройством ваших детей в школу. Самое главное что нужно знать — дети иностранных граждан школьного возраста находящиеся в России не просто могут, но и обязаны учиться в школе и получать образование. Т.е законодательство в России подразумевает и всячески способствует тому, чтобы ваш ребенок был устроен в учебное заведение.

Устраивать ребёнка в школу нужно по месту временного пребывания (регистрации) родителей. Т.е в первую очередь вам нужно обращаться в школу по месту жительства. Отказать от зачисления ребенка в школу вам могут только по причине отсутствия мест в классах. Потому желательно озаботиться этим вопросом заранее, т.к зачисление в школу происходит за несколько месяцев до начала учебного года. Набор в школы на следующий учебный год происходит обычно в феврале-апреле для первого класса и в апреле-мае для всех остальных классов.

Если мест для обучения в школе по месту жительства не окажется, вам должны будут направить в другую ближайшую школу, где есть места. Отказать в зачислении в школу ребенку мигранта не могут. В случае если вы сталкиваетесь со сложностями в зачислении ребенка в школу, вы можете обратиться в инспекцию комитета по образованию в вашем регионе или же в РОНО (районный отдел образования).

Для того чтобы ребенка зачислили в школу, вам нужны следующие документы:

— свидетельство о рождении ребенка, копия свидетельства о рождении; — нотариально заверенный перевод свидетельства о рождении на русский язык; — миграционная карта ребенка; — уведомление о постановке ребенка на миграционный учет по месту пребывания его родителей (регистрация); — паспорт одного из родителей, копия паспорта; — миграционная карта одного из родителей, копия миграционной карты; — уведомление о постановке на миграционный учет (регистрация) одного из родителей, копия регистрации.

Также могут пригодиться: — медицинский полис ребенка; — сертификат о прививках – оформляется в специальных медицинских учреждениях; — медицинское заключение о прохождении ребенком медосмотра и отсутствии опасных заболеваний – пройти его можно в специальных медицинских учреждениях; — медицинскую карту ребенка – заводится и заполняется при прохождении медосмотра, либо привозится из страны происхождения; — личное дело учащегося – если ребенок ранее обучался в российской школе.

Также вам необходимо будет написать заявление о приёме ребёнка в школу на русском языке от имени одного из родителей. Там вам нужно будет указать ваши фамилию, имя и отчество, дату рождения, а также гражданство ребёнка и данные его родителей.

Перед зачислением ребенка могут направить на тестирование, где определят его готовность к школе, знание русского языка, а также уровень знаний для зачисления в соответствующий класс.

Если у вас все еще остались вопросы, вы всегда можете написать нашему юристу, прямо на сайте М Булак. Консультация юриста абсолютно бесплатна!

Ксенофобия в школьном буфете

По статистике ВЦИОМ, почти треть российских родителей стараются ограничивать дружбу своего ребенка или внука с детьми мигрантов. Ирина объясняет такое отношение обыкновенным страхом «иного»: «Мигранты живут диаспорами, а наше население менее консолидированное. Кажется, будто других больше, они нам чем-то угрожают, они нас выгонят, заберут у нас работу».

Чаще всего такой страх выражается в стереотипах и бытовой ксенофобии. В школах дети-мигранты впервые сталкиваются с травлей — причем чаще всего со стороны учителей или администрации.

Анна объясняет это тем, что ксенофобия характерна для взрослых, а не для школьников: «Маленьким детям совершенно не важно, кто как выглядит, как говорит. Им всё любопытно».

С таким травмирующим опытом однажды столкнулись ученицы Марии. После дежурства девочки вернулись в класс в слезах, потому что тетенька-буфетчица сказала, что «они плохо убирали и что весь их цыганский класс грязный». Мария поговорила с женщиной. Та покраснела и объяснила свое недовольство так: «Они всегда покупают пирожки, руки у них жирные, потом все скамейки масляные».

После этой беседы буллинг прекратился, а класс Марии во время дежурства стал протирать пресловутые масляные скамейки. Наша собеседница убеждена, что важно не только обращать внимание на такие инциденты, но и предупреждать детей-мигрантов о стереотипах:

«А как по-другому, если это правда? Когда-то к ним плохо отнесутся, когда-то их обзовут. Они не поймут, почему так произошло, и эта злость будет копиться в них».

Графиня Андреевна

Дима, учась в интернациональной школе, смог осмыслить стереотипы о поведении мигрантов на основе личного опыта. Он был свидетелем неприятных инцидентов: «На уроках мигранты больше борзели на учителей. Неоднократно около школы случались перепалки. Бывало, что стенка на стенку дрались». Дима всегда оценивал такие проявления как свойства личности, а не нации в целом. Он считает, что за время учебы сумел сохранить объективность:

«У меня нет шаблона „Ты не русский — ты агрессивный — буду держаться от тебя подальше“. Сейчас на работе у меня есть коллеги из Таджикистана и Киргизии — все ребята адекватные, ни с кем не ругаемся».

С другой стороны, отрицать настоящие отличительные особенности мигрантов сложно. Санда, учительница английского языка и РКИ (русского как иностранного), рассказывает, что слышала о нескольких давнишних случаях, когда преподаватели не хотят заниматься с мигрантами, потому что у них другая дисциплина и порядки. Например, иногда такие дети привносят в школу свои гендерные стереотипы: приходят брат и сестра, а девочка несет мальчику тяжелый портфель, потому что она женщина. Или директриса вызывает родителей в школу, а они соглашаются говорить только с мужчиной.

Анна считает, что это единичные случаи: «Далеко не все мужчины с миграционным опытом относятся к женщинам как к неравным». Решать подобные спорные вопросы она предлагает в формате диалога: корректно объяснять, что в этом обществе есть определенные правила и рамки. Анна убеждена, что культурные различия пока что не приводят в школах к неразрешимым конфликтам: «Люди, которые считают иначе, чаще всего нагнетают либо начитались СМИ, но сами с этим дела не имели».

Учителя действительно чаще отзываются об особенностях мигрантов положительно. Например, Мария восхищается тем, как родители ценят своих детей: «У меня в классе есть ученики по имени Графиня Андреевна, Царь, Алмаза». Мария считает, что нам даже стоит поучиться у мигрантов семейственности и дружности:

«Я была бы самым счастливым ребенком, если бы на все мои выступления ходили мои родители. Родители-мигранты всегда будут смотреть на детей, хлопать, поддерживать».

Российско-таджикский космонавт

Три года назад Идибек вместе с папой уехал из таджикской глубинки в Калужскую область. Он вспоминает: «Родители решили переехать, чтобы было получше образование. Мне не было грустно, было интересно — папа сказал, что это самая большая страна».

Сперва Идибек столкнулся с очевидными трудностями: «Меня не взяли в школу, потому что я не знал язык, у меня не было документов, я дома сидел. Я пытался учить русский, но у меня не получилось».

Спустя полгода жизнь Идибека заметно наладилась: он поступил в пятый класс, у него появились настоящие друзья и любимая учительница литературы Ирина. На кружке от программы «Одинаково разные» он научился разговаривать на русском без акцента и даже выступил с докладом на московской конференции.

Идибек планирует отучиться в России и получить серьезную профессию:

«Я хочу стать юристом, потому что у меня дядя работал в суде».

Но его настоящая мечта — вернуться обратно в Таджикистан: «Потому что я там родился. Это моя родная земля».

Родительским взглядом на переезд поделился Наджимидин — отец Матлубы и Мухаммада. Два года назад он с детьми покинул Таджикистан, чтобы воссоединиться со своими родителями в Калужской области. Наджимидин рассказывает, что переезд сперва дался детям нелегко, они скучали. Но ассимилировались они довольно быстро: «Я бывший офицер, раньше учился в Казахстане. Они там были в русской среде, так что уже знали язык».

При поступлении в школу возник знакомый многим мигрантам спорный вопрос: преподаватели предложили оставить детей на год в том же классе, чтобы закрепить знания. Наджимидин отказался, и ребят взяли в четвертый класс. В итоге Матлуба и Мухаммад отца не разочаровали и серьезно подошли к учебе: «Есть немножко успехи, стараются быть отличниками».

Наджимидин уже оформил для них гражданство и планирует вместе с ними оставаться в России. Он гордится детьми и поддерживает их мечты о будущем:

Мигрантам прямая дорога в российские вузы?

Добавить источник в

Только до нас дошло, что мигранты не лучшие помощники в решении демографической проблемы, как Минобрнауки вознамерилось с помощью мигрантов решать мифическую, на наш взгляд, проблему невостребованности бюджетных мест в вузах из-за падения рождаемости.

Министр образования накануне пообещал, что вузовские квоты для мигрантов из стран СНГ многократно возрастут. В отличие от общего количества бюджетных мест в вузах, которых уже в нынешнем году станет меньше на 10%.

Глава образовательного ведомства давно славится своей

Фото: Накануне.ru

способностью генерировать, мягко говоря, неполезные для отечественного образования идеи. Решение расширить доступ иностранцев к вузам вкупе с сокращением бюджетных мест на практике означает лишь одно: многим россиянам, стремящимся получить высшее образование, просто не достанется мест.
Очередную новацию Андрей Фурсенко озвучил в ходе встречи министров образования стран «большой восьмерки». «Мы будем увеличивать количество мест и, более того, будем упрощать процедуру приема ребят из стран ближнего зарубежья», — заявил российский министр.

Впрочем, новация — это громко сказано. Квоты для мигрантов из стран СНГ на бюджетные места в российских вузах увеличиваются ежегодно на протяжении последних шести-семи лет. В 1999 году, по данным ученых Центра социального прогнозирования, в России обучалось 28,5 тысяч граждан бывшего СССР, в 2000 году их число возросло до 32 тысяч, в 2001 — до 34,5 тысяч.

Два года назад квоты увеличили в 2,5 раза. В российские университеты и академии поступило более 1,5 тысяч мигрантов из стран ближнего зарубежья. В этом году, по предварительным данным, Россия выделит около 6 тысяч бюджетных мест.

И.о. начальника отдела сотрудничества с государствами СНГ Рособразования Ольга Чугунова в разговоре с Накануне.RU не назвала точную цифру, но подтвердила, что квоты значительно увеличены. В Рособразования уверены, что в желающих получить российское образование недостатка не будет.

Фото: www.phys.nsu.ru

Но далеко не все вузы принимают на бюджетные места бывших соотечественников. Ежегодно Рособразования составляет список, в котором фигурируют, в основном, престижные московские и питерские альма-матер. К примеру, выпускникам латышских школ в этом году предложили места в Московском государственном строительном университете, Московском государственном техническом университете, Российском государственном университете имени Канта в Калининграде и нескольких вузах Санкт-Петербурга.
Всего Латвия получила 50 бюджетных мест. Как отметила председатель Русского общества в Латвии Татьяна Фаворская, такая большая квота выделена впервые. И впервые латыши смогут учиться на творческих и медицинских факультетах.

В Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, который традиционно выделяет квоты

Фото: www.phys.nsu.ru

для иностранцев, Накануне.RU сообщили, что половина иностранных студентов из тех, что учатся в вузе, — граждане СНГ. Это порядка 200 человек. «Квоты ежегодно увеличиваются на 15-20%. В Рособразования говорят, что вуз должен принять столько-то иностранцев на такие-то специальности», — пояснил проректор по международным связям СПбГУЭФ Игорь Максимцев .
Уральских вузов в списке Рособразования нет. Однако в вузах Челябинской области учится много казахов, что, в первую очередь, объясняется территориальной близостью Казахстана и наличием соглашений между уральским регионом и Республикой.

Если верить исследованиям ученых, казахи составляют в России самую многочисленную группу студентов из стран СНГ. В 2001 году в российских вузах обучалось 16,7 тысяч граждан Казахстана. На втором месте по численности — украинцы. Немного отстают от них белорусы.

Однако больше половины иностранных студентов — это выходцы из стран дальнего зарубежья. Прежде всего, Африки и Азии. Представители европейских стран, США, Канады, Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии в 2001 году составляли немногим более 10% от общего числа приехавших в Россию студентов (данные «Российского статистического ежегодника»).

Другой любопытный факт. Год от года в отечественных вузах растет доля китайских

Фото: www.day.kiev.ua

студентов. Вообще, Китай входит в первую пятерку стран, активно отправляющих своих граждан учиться за границу. В 2000 году в зарубежных вузах получали знания более 100 тысяч китайских юношей и девушек. В России сейчас учится 15 тысяч китайцев — даже больше, чем в 50-е годы прошлого века, когда отношения между двумя странами были почти идеальными. Факт примечательнейший.
Но вернемся на постсоветскую землю. Количественную динамику легко можно проследить на примере Таджикистана. В 2001 году высшее образование в России получали около 0,4 тысяч таджикских студентов. Сейчас, сообщили Накануне.RU в посольстве Таджикистана в России, азы науки в аудиториях российских вузов постигают 3 тысячи таджиков, 70% из них

Фото: www.strani.ru

поступили благодаря квотам. «В рамках соглашения между Россией и Таджикистаном ежегодно огромное количество студентов приезжают учиться в Россию. Сколько квот выделено в этом году, пока неизвестно. Министерство образования России сейчас готовит документы», — отметил пресс-секретарь посольства Эгамзод Мухаммад Машрафович.
Что касается предметных предпочтений, то и они изменились. Если раньше спросом у таджиков пользовались, в основном, технические специальности, то сейчас они предпочитают корпеть над юридическими науками, иностранными языками, журналистикой, международным делом. В 2002 году, согласно данным Минобрнауки, большинство иностранных студентов выбирали профессию инженера. Сейчас они все поголовно хотят изучать экономику.

В посольстве Таджикистана эти изменения даже приветствуют. Как отметил Эгамзод Мухаммад Машрафович, экономика страны очень нуждается в грамотных экономистах.

Однако возникает резонный вопрос — почему Россия должна готовить их за свой счет? Ведь их обучение оплачивает российский бюджет, и стипендию они получают такую же, как их однокурсники из России. Африканцы и китайцы, кстати, в большинстве своем платят за обучение.

Допустим, речь идет о создании так называемого единого

Фото: psj.nsu.ru

образовательного пространства, о чем давно и упорно говорят чиновники от Минобрнауки. Его создание открывает доступ гражданам стран СНГ в образовательные учреждения наравне с коренным населением. Однако, легко предположить, что вузы Таджикистана или Узбекистана не так привлекательны для российских выпускников школ.
Возможно, есть некая политическая подоплека. Подготовка студентов из стран СНГ выгодна России в свете постепенной американизации постсоветского пространства. Однако чтобы таким способом влиять на ситуацию вне России даже выделенных в этом году 6 тысяч мест для мигрантов маловато будет. И не факт, что, выучившись, они смогут у себя на Родине пробиться во власть и принимать нужные России государственные решения. Хотя теоретически добиться определенного влияния можно.

Но надо учесть и то, что далеко не все иностранцы, отучившись в вузе, возвращаются на Родину. Многие остаются жить и работать в России.

Нет сомнений — чем больше образованных людей вокруг, тем лучше. Однако нередко уровень знаний мигрантов оставляет желать лучшего. Дело в том, что иностранные абитуриенты сдают экзамены в российские вузы у себя на родине и проверить их реальные знания на входе почти невозможно.

Обратимся вновь к исследованиям ученых. Они отмечают, что наиболее высокий уровень базового образования в 1994 и 2001 годах имели граждане стран Западной Европы, США, Канады, Японии, а также латиноамериканские и арабские студенты. Хуже всего были подготовлены африканцы и жители среднеазиатских республик СНГ. Некоторые из них даже не закончили среднюю школу!

Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова высказала опасение, что, увеличив квоты для мигрантов из стран бывшего СССР, Россия получит за свои же деньги никудышных, но дипломированных иностранных специалистов.

Но с низким уровнем подготовки мигрантов и неоправданными тратами бюджета еще можно было бы смириться, если бы Минобрнауки не сокращало бюджетные места для российских студентов. Понимаете, что получается: для мигрантов квоты увеличивают, а для россиян сокращают.

В советское время высшая школа массово готовила кадры для

Фото: psj.nsu.ru

других стран. Почти 90% иностранных студентов были выходцами из Азии, Африки и Латинской Америки. Но ведь высшее образование в те времена было бесплатным и доступным, прежде всего, для советских людей. И бюджетные места в вузах не сокращали, как сейчас — на 10% ежегодно. В этом году образовательный министр Андрей Фурсенко пообещал сократить их количество на 43 тысячи. Бесплатно получить высшее образование смогут лишь 530 тысяч человек.
В Уральском государственном горном университете уже столкнулись с сокращением. Проректор по учебной работе УГГУ Сергей Фролов сообщил Накануне.RU , что из сокращенных 40 мест пять приходится на экономику, а остальные на геологию, технологию, горное дело — самые что ни на есть профильные направления.

Но и это не предел. В ближайшие несколько лет чиновники собираются довести сокращение бюджетных мест до 25-30% и, таким образом, привести их в соответствие с установленными нормами.

Сегодня количество студентов, обучающихся за счет средств бюджета, составляет 209 человек на 10 тысяч населения при законодательной норме в 170 человек. А за счет высвободившихся средств можно еще квоты для мигрантов увеличить.

Свое решение чиновники мотивируют демографической ситуацией. По их мнению, школьников, оканчивающих школу в

Фото: Накануне.ru

2006 году, будет на порядок меньше. Ученые-демографы согласны с чиновниками. «Многие пары в 90-е годы решили подождать с рождением малышей из-за сложной политико-экономической обстановки и резкого снижения жизненного уровня. Поэтому в этот период детей родилось почти на 40% меньше, чем в предыдущие годы. Это малочисленное поколение сейчас как раз учится в старших классах и готовится поступать в институты», — отмечает сотрудник Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Никита Мкртчян.
По данным директора департамента экономики и финансов Минобрнауки Александра Петрова, в этом году 11-й класс

Фото: photo.dgu.ru

закончат 1,2656 млн человек, в прошлом году выпускников было 1,3191 млн. А в 2007 году их число еще более резко сократится — на 170 тысяч человек. Опираясь на эти цифры, чиновники сделали вывод, что многие бюджетные места окажутся невостребованными либо же на них совсем не будет конкурса.

Однако даже с учетом сложной демографической ситуации вузы вряд ли останутся без студентов. Чиновники, принимая решение о сокращении бюджетных мест, забыли о другой социальной тенденции: с каждым годом все больше школьников хотят получать высшее образование.

И это можно только приветствовать, так как, на наш взгляд, образования много не бывает.

А привлекать молодежь к среднему профессиональному образованию такими методами, по меньшей мере, неэффективно. Вряд ли выпускники, не поступившие в вуз, пойдут учиться в ПТУ. Скорее всего, они будут получать высшее образование за деньги.

Конечно, говорить о вытеснении российских студентов

Фото: Накануне.ru

мигрантами, преждевременно. Их доля в общем количестве студентов пока мала. Но важна тенденция. Впрочем, не так страшно, если увеличение квот для иностранных студентов коснется десятка престижных столичных вузов. Главное, чтобы со временем они не распространились на регионы…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]