Замечание 1
Современные миграционные процессы считаются важной и неотъемлемой частью на всем мировом пространстве. Происходят соответствующие миграционные процессы при условиях того, что люди всегда стремятся создавать для себя благоприятные и комфортабельные условия для своей жизнедеятельности. Именно в результате этого происходят соответствующие пространственные, то есть территориальные перемещения. Некоторые мировые страны, таким образом, увеличивают численность своего населения, а некоторые, наоборот, таким способом его сокращают.
Современная миграционная политика позволяет для каждой страны определить комплекс определенных мер, которые направлены на регулирование всего миграционного процесса, а также на контролирование всего миграционного потока. Примечательно отметить, что современный миграционный процесс во всех странах мира находится на этапе модернизации и регулярном совершенствовании. Например, во времена СССР миграционная политика в значительной степени ущемлялась и строго контролировалась государственными и прочими надзорными структурами. Только после распада Союза граждане смогли беспрепятственно и легально покидать пределы страны и возвращаться при необходимости.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Миграционная политика в России 440 руб.
- Реферат Миграционная политика в России 250 руб.
- Контрольная работа Миграционная политика в России 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Основные виды миграционной политики на территории России
Для того чтобы точно понимать каким образом происходят действия миграционной политики, которая принята и установлена на территории Российской Федерации важно понимать какие существуют ее разновидности. Стоит сразу отметить, что современная миграционная политика в значительной степени отличается от отраслей демографической, экономической и социальной степени в Российской Федерации.
Сегодня можно определять следующие виды миграционной политики, которые установлены и применены на территории страны. Классификация исходит от определения миграции населения:
- Продолжительность. Важно понимать, что любые граждане страны имеют законное право выезжать и въезжать в страны не только на временной, но и на постоянной основе.
- Причины переезда. Принять решение о миграции могут совершенно любые граждане, проживающие на территории стран мира. Самыми распространенными на данный момент причинами являются экономические причины. Как правило, это инфляция и безработица. Кроме того, причины могут быть военные, политические, семейные и многие другие.
- Направленность. В соответствии с принятым законодательством на территории страны, миграция может иметь внешний характер, когда граждане уезжают за пределы страны. Соответственно, миграция может быть внутренняя, позволяющая переезжать по территориям внутри страны.
- Организации. Процесс миграции может быть индивидуальным, массовым и принудительным. Происходит он по нескольким причинам.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Замечание 2
Современное миграционное право позволяет обеспечивать также трудовую миграцию необходимыми кадрами. Отличительной особенностью может быть только цель определенного переезда. Например, миграция, которая основана на трудовом праве, обеспечивает необходимые и качественные условия для трудового переезда и хорошей заработной платы.
Современная миграционная политика России
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная государственная миграционная политика России на современном этапе необходима для экономического роста страны, а также для решения демографической проблемы и стабилизации численности населения России.
Принципы и основные направления деятельности государства в сфере миграции определены в «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1] (далее – Концепция).
В Концепции определены стратегические ориентиры миграционной политики на фоне ожидаемого экономического, социального и демографического развития страны, ее внешней политики и интеграционных процессов со странами СНГ, Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Концепцией определены основные виды миграции в России: академическая мобильность; временная миграция; долгосрочная миграция; квотирование привлечения иностранной рабочей силы; краткосрочная миграция; миграция на постоянное место жительства; незаконная миграция; образовательная (учебная) миграция; организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников); сезонная трудовая миграция; трудовая миграция. Трудовая миграция бывает внутренней и международной. Миграция рабочей силы делится на легальную и нелегальную. России присущи все виды миграции рабочей силы, но проблемной является нелегальная трудовая миграция.
Согласно Концепции в страну будут привлекаться трудовые мигранты не только для выполнения низкоквалифицированных и строительных работ, но и образованные иностранцы, обладающие востребованной на российском рынке труда профессией, специальностью и квалификацией.
Понятие «высококвалифицированный специалист» введено законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ [2], которым учрежден регламент трудовой деятельности данной категории иностранных граждан в России. Для них установлен ряд преференций, предусматривающих выдачу вне квот разрешений на работу на срок до трех лет с возможностью продления, а также привлечение их к трудовой деятельности без получения работодателем соответствующего разрешения. Перечень квалифицированных специалистов иностранных граждан установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1653н [3]. С 15 февраля 2011 г. вступили в силу изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4], которые позволяют нанимать высококвалифицированных научных и педагогических работников с порогом заработной платы до 1 млн. рублей, а специалистов, участвующих в создании и обеспечении функционирования инновационного , — без ограничения размера заработной платы [5]. Россия становится более привлекательной страной для иностранных высококвалифицированных специалистов.
Нынешняя ситуация
В числе трудовых мигрантов высока доля людей, имеющих высшее и среднетехническое образование, которое в настоящее время не востребовано. При благоприятных условиях трудовые мигранты могут трудоустроится, например, врачами и учителями. Россия получит готовых специалистов, не затратив на их обучение средств и усилий. Человеческий капитал трудовых мигрантов пополнит активы трудовых организаций страны.
Целью миграционной политики России является «использование» интеллектуального и трудового потенциала трудовых мигрантов, применение человеческого капитала трудовых мигрантов в интересах инновационного и экономического развития России.
Ежегодно в Россию к родственникам, на лечение, учебу, по личным делам приезжают 10-12 миллионов иностранных граждан, 70-80 % — из СНГ. Часть из них уезжает из Российской Федерации в положенные сроки, часть получает разрешение на работу, а остальные «растворяются» на территории России, и ФМС РФ их причисляет к нелегальными мигрантам [6]. Ежегодно в стране работает 3 – 5 миллионов нелегальных трудовых мигрантов [7].
Существующее законодательство РФ в сфере трудовой миграции ориентировано на привлечение временных работников и не способствует их адаптации и интеграции.
Россия уступает развитым странам, особенно США, по привлечению квалифицированных трудовых мигрантов. Миграционная политика США направлена на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, перспективных студентов, предпринимателей, художников и ученых из разных стран мира [8]. Миграция населения, особенно миграция трудовых ресурсов, становится все более конкурентной сферой мировой политики и экономики. Миграционная привлекательность России по сравнению с другими государствами невысока и распространяется, преимущественно, на граждан государств – участников Содружества Независимых Государств. Трудовая миграция это важный ресурс экономического развития России на фоне демографического спада.
Трудовая миграция это перераспределение человеческого капитала из бедных стран в более богатые, мощный ресурс развития экономики, имеющий ключевое значение не только для уверенного экономического роста, но и для обеспечения социальной динамики, укрепления позиций России в мире, повышения уровня и качества жизни граждан России.
В России создана уникальная миграционная ситуация: границы открыты в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства с несколькими государствами, не впускать мигрантов нельзя, проконтролировать каждого невозможно, и ни один сценарий, известный миру, для России не подойдет. Значительная часть накопленного человеческого капитала бывших республик СССР функционально обесценивается с учетом новых потребностей национальных рынков, а поэтому ищет новые рынки сбыта вне границ своего государства. Миграционный потенциал центральноазиатских республик является для России основным трудовым миграционным капиталом в общем и человеческого капитала в частности. Основными странами поставщиками человеческого капитала на российской рынок труда являются Узбекистан, Таджикистан, Украина. Высокий уровень наличия трудовых мигрантов наблюдается в экономически развитых регионах страны: города Москва и Санкт-Петербург, Московская область.
При этом трудовые мигранты нового поколения из СНГ имеют более низкий уровнь образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники. Присутствие в России многочисленных групп мигрантов, которые не владеют государственным языком, не знакомы с культурными традициями страны пребывания, нормами поведения в ней, может вызывать недовольство коренного населения, а это способствует развитию экстремистских настроений. Знание трудовыми мигрантами русского языка — объективная необходимость, поэтому для трудовых мигрантов введен обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации [9]. Россия планирует введение в школах специальных программ обучения детей трудовых мигрантов русскому языку, что обусловлено возрастающим числом приезжих и необходимостью их интеграции в российскую культурную среду. В России создаются условия для обучения трудовых мигрантов русскому языку: открываются курсы, центры, школы изучения русского языка для мигрантов и членов их семей. В Киргизии при помощи посольства России в 2012 году открылся Центр поддержки русского языка и культурного наследия, в котором обучают русскому языку мигрантов, намеревающихся отправиться в Российскую Федерацию на работу или учебу [10]. Курсы по изучению русского языка для мигрантов в 2012 году при содействии ФМС России открыты в Ставропольском крае, Екатеринбурге, Новосибирске, Ярославле и других городах страны.
Экзамен по русскому языку в 2013 году станет обязательным для мигрантов, которые хотят жить и работать в России.
Знание русского языка для российского рынка труда является основным фактором для интеграции человеческого капитала трудовых мигрантов в экономику страны. Таким образом, Россия осуществляет инвестиции в человеческий капитал трудовых мигрантов и членов их семей через программы по обучению русскому языку.
Понятие «рынок труда» в настоящее время замещается понятием «рынок рабочей силы». Российский рынок рабочей силы переполнен трудовыми мигрантами из стран СНГ. Основными сферами использования иностранной рабочей силы в России являются: строительство; промышленность; транспорт; сельское и лесное хозяйство.
Трудовые мигранты в России заняты в сфере обслуживания, строительстве, с работой, на которую трудно найти желающих из числа коренного населения страны.
Трудовые мигранты, замещая вакансии коренного населения России, создают проблему по трудоустройству для граждан России, снижают общий уровень жизни в стране. Ценовая конкуренция человеческого капитала трудовых мигрантов и коренного населения приводит к обесцениванию человеческого капитала местного населения, понижению доходов последних. Неравенство доходов при определенных условиях выступает стимулом для крупных инвестиций в человеческий капитал с тем, чтобы сделать его адекватным изменившейся структуре спроса.
Трудовые мигранты, работающие легально в России, не имеют социальных гарантий, пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, права на пенсию. Миграция трудовых ресурсов сопровождается перераспределением доходов наемных работников, изменением требований к человеческому капиталу трудовых мигрантов.
Сокращение миграции в России приведет к снижению экономического роста и жизненного уровня населения, может вызвать социальные взрывы.
Трудовая миграция смягчает демографический кризис на российском рынке труда и является одним из факторов экономического роста России.
Современная миграционная политика государства создает комфортные условия для трудовой миграции по привлечению специалистов высокой квалификации.
В современных условиях трудовая миграция высококвалифицированных работников является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего благосостояние и экономический рост в России. Конкуренция за привлечение специалистов высокой квалификации имеет международный масштаб. Одна из стратегических задач государства это создание условий и механизмов для привлечения в Россию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.
Список литературы
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/acts/15635 (дата обращения: 18.10.2012).
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3032
- Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1653н (ред. от 18.04.2012) «Об утверждении Перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год» // «Российская газета», N 26, 08.02.2012.
- Федеральный закон от 23.12.2010 N 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.12.2010, N 52 (ч. 1), ст. 7000
- Н. Гуринович ФМС: содействие социокультурной адаптации мигрантов // «Человек и труд», № 10/2011 [Электронный ресурс]. URL: https://chelt.ru/new/?p=421 (дата обращения: 18.10.2012).
- М. Грицук ФМС посчитала нелегалов // «Российская газета». 15.10.2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rg.ru/2012/10/15/fms-site.html (дата обращения: 18.10.2012).
- К. Латухина Красный свет для нелегала // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5806. 14 июля 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rg.ru/2012/06/14/romadonovskiy.html (дата обращения: 18.10.2012).
- Носкова К.А. «Человеческий капитал» США: проблемы иммиграции. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Октябрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1334 (дата обращения: 18.10.2012).
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 «Об обеспечении межнационального согласия» // «Российская газета». Федеральный выпуск № 5775. 9 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rg.ru/2012/05/09/nacio-dok.html (дата обращения: 18.10.2012).
- А. Орешкин Язык до Москвы доведет. У мигрантов появилась возможность подготовиться к «экзамену гастарбайтера» // «Российская газета-Неделя» — Киргизия №5902 (229) от 4 октября 2012 г.
Государственная миграционная политика
Еще в 2012 году Президентом России была утверждена Концепция, которая устанавливает и определяет необходимые миграционные цели и задачи. В соответствии с документом целями становятся следующие определения:
- Решение конкретных проблем демографического характера на территории Российской Федерации.
- Значительное улучшение показателей экономического аспекта. Привлечение высококвалифицированных кадров.
- Национальная безопасность иностранных граждан и жителей Российской Федерации.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 года
Каждый желающий может ознакомиться с концепцией государственной миграционной политики России, разработанной на период вплоть до 2025 года. Полный документ представлен на официальном сайте ФМС РФ, и находится в свободном доступе.
Данная концепция излагает основные направления работы государственного аппарата в сфере миграции и объясняет принцип действия основных механизмов миграционной политики России. Цель, которую преследует миграционная политика в современной России – быстрое и эффективное решение всех проблем и вопросов, касающихся миграционной политики России. Все положения концепции основаны на богатом опыте работы миграционных служб, которые за более чем 20 лет службы тщательно изучили как интенсивность эмиграции из страны, так и особенность легальной и нелегальной иммиграции. Как утверждают исследователи, с такими темпами к 2025 году население России будет составлять более 140 млн человек. Основные цели миграционной политики России:
- Плановое увеличение количества населения страны;
- Помощь экономике России, обеспечение стабильного притока рабочей силы, в том числе и высококвалифицированных кадров;
- Обеспечение национальной безопасности страны, при этом не ущемляя прав и свобод российских граждан и иностранцев;
- Пресечение любых форм дискриминации и соблюдение норм международного права;
- Защита интересов национального рынка труда.
Правительство утвердило план по миграции до 2021 года
Прежде всего, будут проанализированы все миграционные документы, принятые на первом этапе, и их правоприменительная практика. Исходя из этого, будут выработаны предложения по тому, куда дальше должно двигаться миграционное законодательство.
Аналогичный анализ должен быть сделан в отношении привлечения иностранных граждан для работы на территории России, в том числе высококвалифицированных специалистов, приезжающих к нам для осуществления, преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической деятельности.
Одна из целей государственной миграционной политики — стабилизация и увеличение численности населения страны. Для этого предусмотрен целый ряд мер. В частности, на втором этапе предполагается совершенствование госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Особый акцент будет сделан на повышении миграционной привлекательности Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Приоритет будет отдан квалифицированным специалистам, научным работникам, студентам, перспективной молодежи, а также соотечественникам, желающим заниматься сельским хозяйством.
Для повышения привлекательности отдаленных регионов для российских граждан будут выработаны решения по развитию инфраструктуры авиаперевозок и субсидированию пассажирских авиаперевозок между регионами Крайнего Севера и Дальнего Востока и остальной частью страны.
Предполагается также совершенствование общероссийской базы вакансий «Работа в России».
В следующем году будут приняты нормативные акты по совершенствованию институтов вида на жительство, разрешения на временное проживание в РФ. Также будет принят закон «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации» и пакет подзаконных актов к нему.
Крупный блок плана мероприятий посвящен международному сотрудничеству. В частности, предполагается заключение международных соглашений о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого, а также разработка и подписание международных соглашений об организованном наборе инострацев для осуществления трудовой деятельности на территории России. Кроме того, в постоянном режиме будут заключаться международные соглашения о взаимном признании медицинских документов, что, в частности, значительно облегчит иностранцам получение разрешения на работу на территории нашей страны.
Предусмотрено и совершенствование информационной системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан, статистического наблюдения за миграционными процессами. Причем, это будет происходить постоянно, ежегодно ФМС России будет отчитываться перед правительством о том, как работает информационная система. Именно Федеральная миграционная служба контролирует реализацию всего плана и держит ответ перед правительством.