Медик учебник_1 / Часть 1 / Глава 2 Медико-социальные аспекты демографии / 2.2

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом.

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Главным направлением миграции на сегодняшний день является тип «город-село». Миграция этого типа является источником для формирования трудовых ресурсов в городских условиях. Такое явление также способно обеспечить сбалансированное и приемлемое использование трудовых ресурсов в крупных городах и деревенской местности.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Что такое маятниковая миграция

Маятниковая миграция представляет собой разновидность территориального перемещения граждан из одного населенного пункта в другой на работу или для прохождения учебы. Термин «маятниковая миграция» был применен к подобным перемещениям из-за внешнего сходства процессов. Явление напоминает движение маятника: утром массы людей отправляются в другое поселение на работу, а вечером возвращаются домой.

Признаки маятниковой миграции

Суть маятниковой миграции определяют несколько признаков, отличающих ее от других разновидностей миграционных процессов. К ним относятся:

  • Регулярность — для перемещений характерны частые, практически ежедневные поездки;
  • Длительность — перемещения совершаются продолжительный период времени;
  • Отсутствие смены места жительства — граждане не меняют место своего проживания.

Отличия от других видов миграции

Подобное перемещение имеет серьезные отличия от других миграционных процессов. Миграция представляет собой переселение граждан на новое место жительство на временной или постоянной основе. При маятниковой миграции переселения не происходит: граждане остаются проживать в своем поселении.

В этом состоит ее основное отличие от других видов миграции:

  • Временной, при которой лицо переезжает на ограниченный временем период, а постоянное место жительства не меняется;
  • Сезонной — разновидности временной миграции, тесно связанной с определенным сезоном и направленной на выполнение работ по уборке урожая и т. д.;
  • Нерегулярной, имеющей эпизодический характер.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Этапы развития маятниковой миграции

На начальных этапах развития агломераций, особенно тех, которые имеют ярко выраженную гипертрофию центра, ежедневная маятниковая миграция направлена преимущественно из спальных районов и городов-спутников в исторический центр (ядро) города. Однако по мере исчерпания ресурсного потенциала ядра, роста субурбанизационных процессов, развития окраинной инфраструктуры, повышения уровня людности и экономической специализации окраин, роста уровня самодостаточности городов-спутников появляется и обратный поток: жители высокоубанизорванного ядра начинают участвовать в маятниковой миграции на периферию. Таким образом, возникают два встречных потока.

Московская агломерация

По данным исследований на тему маятниковой миграции, в начале 2000 года в Москву из области на работу или учёбу ежедневно приезжали 800—850 тысяч человек, при этом и в область из столицы направлялось 200—250 тысяч[2]. Таким образом, общий оборот маятниковой миграции в Московской агломерации превысил 1 млн человек уже в начале 2000—х годов. В 2010 году положительное сальдо трудовой маятниковой миграции Москвы достигло 1,8 млн человек в сутки, причём заметный вклад в него вносили не только жители Московской области, но и другие ближайшие соседние регионы — Тульская, Владимирская и Калужская области[3].

Киевская агломерация

По оценкам КГГА, ежедневная маятниковая миграция в Киев в 2016 году составляла порядка 300 тыс. человек в день[4]. Большую часть её дают города-соседи (Бровары, Вышгород, Борисполь и другие). Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

Для Киевской агломерации, как и для самого Киева, привычной стало несоответствие между право- и левобережной частями: почти 80 % рабочих мест города расположено на правом берегу, а более 40 % жилья (в том числе и большая часть дешёвого жилья) — на левом. Уже в 1970-х годах в Киеве появился замысел создания своего делового центра для левобережной части агломерации, однако он, как и все последующие, так и не был осуществлён. Поэтому в агломерации достаточно остро стоит вопрос перемещения населения между двумя берегами и, соответственно, недостаточно высокой пропускной способности мостов. Усилились и некоторые несоответствия в транспортной доступности: так, из города Бровары добраться на Крещатик оказывается быстрее, чем из окраин самой столицы. При этом процессы субурбанизации, по крайней мере в их западном понимании, пока выражены достаточно слабо, поскольку происходит дальнейшее уплотнение и вертикализация центра агломерации. В 2000-х годах блоковая фрагментация советского периода только усиливалась и достигла степени мозаичности.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

В качестве отличия маятниковые миграции от обычной является обстоятельство, по которому процесс протекает без смены ПМЖ. Это явление не оказывает никакого влияния на изменение численности населения.

Причины происхождения

Раньше, когда не было автомобилей, электричек и прочих благ цивилизации, люди жили рядом со своей работой или работали рядом с домом – кому как больше нравилось. Потому как другого выхода у них просто не было. Но вот появился транспорт, и работник обрел возможность жить не в центре, а в пригороде или вообще в соседнем селе, и приезжать в город лишь на работу, а вечером возвращаться обратно.

Благодаря тому, что теперь количество рабочих рук в городе не ограничивалось лишь местными жителями, город имел возможность расти. Появлялись новые рабочие места, которые были заняты жителями пригорода – так появились спальные районы, где практически не было никаких предприятий – только жилые дома. Города разрастались вширь на периферии и ввысь в центре – появились мегаполисы.

К началу XXI века это явление приобрело массовый характер.

Теперь каждый житель большого города знает, что такое маятниковая миграция – это регулярное, чаще всего ежедневное перемещение населения к месту работы или учебы и обратно.

В отличие от обычной миграции, она проходит без смены постоянного места жительства и на общую численность населения в регионе не влияет.

Примеры

Основным примером для маятниковой миграции выступает ситуация, при которой большая людская масса следует на работу из одного района в другой. Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Вахтовый метод подразумевает изменения места жительства на месяц, 3 месяца, полгода и другое время.

Также в качестве примера маятниковой миграции может выступать переезд на учебу в другую местность или даже страну. В первом случае студент проходит обучение в течение определённого периода времени, после чего он вернется на свое обычное место жительства, чтобы работать.

В частности, этот пример характерен для обучения, которое производится по целевому направлению.

Смотрите, как стать на персонифицированный учет в пенсионном фонде. Как выплачивается пенсия по инвалидности? Найдете по ссылке.

Проблемы

Наиболее глобальной проблемой для маятниковой миграции выступает отсутствие удобств для перемещения в другие населенные пункты. Далеко не в каждом российском регионе имеется удобная транспортная развязка и поэтому гражданам приходится тратить гораздо большее время для того, чтобы доехать до своей работы.

Вследствие этого, люди могут опаздывать на работу и тут возникают проблемы с руководящим составом своего предприятия.

Помимо этого, у людей не всегда есть возможность найти хорошую работу вследствие своей неготовности для переезда в новую местность, либо в том случае, когда рабочее место находится очень далеко от своего жилья и человек не имеет личного транспорта.

В таких случаях работодатели выделяют места в специализированных общежитиях для своих рабочих, но не в каждой организации может использоваться такая практика.

Также одной из главных проблем для россиян является большое количество денежных средств, потраченных на проезд. Если на предприятии есть вахтовая развозка, то тогда граждане могут не жаловаться, потому что всё происходит своевременно и нет никаких затрат.

Однако, если у человека имеется свой автомобиль, то достаточно высокий процент от зарплаты уходит на топливо.

Проблемы маятниковой миграции

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова:
маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность
.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns.
Also, itanalyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.
Keywords:
circular migration, workforce, unemployment, mobility.
В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований [1].

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно [7]. Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах. Маятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса. В этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов [3]. Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно [5]. Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности. В Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб [6], почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Таблица 1

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Вид деятельности Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб. Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 61920 44420
Научные исследования и разработки 50581 53836
Строительство 49843 29360
Сельское хозяйство 16762 29567
Организации, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг 20727 43240
Образование 24719 33481

Особо заметна разница в оплате труда в Сосновом Бору и в Санкт-Петербурге. Хотя это касается не всех видов деятельности. Например, в строительстве и производстве и распределении электроэнергии, газа, воды средняя заработная плата по Сосновому Бору выше. Это, скорее всего, напрямую связано с расположением в городе атомной электростанции и строительством новой, так как для строительства атомной электростанции требуется намного больше квалифицированных специалистов, чем для строительства жилых многоэтажных домов. ЛАЭС является градообразующим предприятием, поэтому значительная доля населения Соснового Бора работает именно там. На атомной электростанции наличие высокооплачиваемых специальностей повышает средний уровень заработной платы. Эти факторы и влияют на уровень средней заработной платы по данным видам деятельности. В Сосновом Бору сохраняется значительная дифференциация уровня оплаты труда работников различных видов экономической деятельности. Поэтому далеко не все имеют возможность удовлетворить собственные потребности, начиная от саморазвития, заканчивая оплатой жилья и пищи. Чтобы исправить данную ситуацию, жители города, для которых она характерна, выезжают за его пределы, чтобы найти работу, хотя бы частично удовлетворяющую потребности. Для характеристики дифференциации уровня доходов населения можно использовать коэффициент Джини, который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика дифференциации денежных доходов населения

Децильный коэффициент фондов, в раз Коэффициент Джини
2000 13,9 0,395
2001 13,9 0,397
2002 14 0,397
2003 14,5 0,403
2004 15,2 0,409
2005 15,2 0,409
2006 15,9 0,415
2007 16,7 0,422
2008 16,6 0,421
2009 16,6 0,421
2010 16,6 0,421
2011 16,2 0,417
2012 16,4 0,420

В Росстате имеются данные в общем по России, но можно предположить, что ситуация, имеющая место по всей Российской Федерации, характерна и для Соснового Бора. Коэффициент Джини свидетельствует о степени расслоения общества нашего государства. Критическое его значение: 0,35–0,38. Как и упоминалось раньше, на сегодняшний день мы имеем очень развитую транспортную систему. Не составит никакого труда доехать до пункта назначения. Ежедневно курсируют маршрутные такси от Соснового Бора в разные районы Питера, что естественным образом упрощает способы добраться до места работы. Кроме того, значительно увеличился парк личного автотранспорта. Этот фактор намного повышает мобильность населения, способствуя развитию маятникового процесса.

Литература:

1. Валентей, Д. И. Демографический энциклопедический словарь/ Д. И. Валентей. — М: Советская энциклопедия.

2. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения (вопросы теории): монография /Л. Л. Рыбаковский. — М.: ИСПИ РАН, 2003.

3. Соболевская, О. Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе [Электронный ресурс]. — URL: https://opec.ru/1575441.html (дата обращения: 01.04.2014)

4. Доклад об оплате труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 2013 год [Электронный ресурс]. — URL: https://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/6b157180436aa67d96ced774665da2b8/OPL4KV13.pdf (дата обращения 13.04.2014)

5. Зачем и как изучать маятниковую трудовую миграцию [Электронный ресурс]. — URL: https://demoscope.ru/weekly/2013/0569/tema01.php (дата обращения: 05.04.2014)

6. Информация о социально-экономическом развитии Сосновоборского городского округа за 2013 год [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sbor.ru/econom/?menu=304 (дата обращения: 13.04.2014)

7. Маятниковая миграция [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 01.04.2014)

Преимущества и недостатки

Если рассматривать более детально преимущества маятниковой миграции, то можно заметить, что она является в целом довольно таки положительным явлением. Всё-таки, она в конечном результате приводит к тому, что города растут и развиваются.

При этом маятниковая миграция позволяет грамотно распределять трудовые ресурсы для определённой местности.

Важно при этом отметить, что население в обязательном порядке будет обеспечиваться второстепенными рабочими местами, и на производстве в это же время будут появляться новые сотрудники.

Обязательно важно не забывать о том, что в ситуации, при которой поток мигрантов будет превышать пропускную дорожную способность, все имеющиеся преимущества будут омрачаться недостатками.

В такой ситуации вместо того, чтобы радоваться наличию возможности работать в центре крупного города, у каждого человека появится раздражение за ситуацию, при которой граждане будут тратить очень большое количество времени на путь до работы и обратно.

Эта картина не может являться новинкой ни для кого, и она знакома для любого жителя мегаполиса. Время, которое остается от работы и сна, люди проводят обычно в пробках. Это явление может ухудшить целостную экологическую обстановку в регионе и она будет сказываться отрицательно в целом на функциональном состоянии каждого человека.

Важным условием того, чтобы обеспечить комфортную жизнь в крупном городе, является наличие отличных транспортных развязок и развитой инфраструктуры. Также сюда можно отнести большое количество веток, которое будет использовано для прохождения общественного транспорта.

Если они будут отсутствовать в населённом пункте, то атмосфера будет довольно сильно загрязнена, и в этой ситуации граждане будут постоянно находиться в депрессивном состоянии.

Спрос на массовый персонал. Как изменился рынок труда в Петербурге

19031

Алексей Кумачев

Сами работодатели с ситуацией на рынке знакомы не понаслышке, но возможностей по её изменению не видят.

«Время от времени нам нужны сотрудники. Особенно когда работаем над расширением новой линейки продукции. Поэтому мы часто участвуем в ярмарках вакансий как в Петербурге, так и в Ленинградской области, — отмечает менеджер по подбору персонала ООО “Респираторный комплекс” Елена Никитенко. — Требования у соискателей самые разные. Кому–то нужен социальный пакет, кто–то обращает внимание на размер заработной платы, а кто–то на наличие развозки. Некоторые штудируют вакансии, которые поближе к дому. Конкурировать, когда рядом мегаполис, нелегко. По сути, “сладкий пряник” на рынке труда — достойный оклад и хорошие условия».

Петербургские предприятия «банкуют» расширенным социальным пакетом. И это их беспроигрышный вариант, добавляет начальник производства ООО «Фабрика мороженого “Престиж”» в поселке Романовка Михаил Ананьин. В него входят оплата сверхурочных, больничного листа и другие дополнительные преференции.

По его мнению, среди «крутых» областных заводов хорошими гарантиями и высокими заработками славилось предприятие «Форд». «Конечно, остаётся ряд привлекательных промышленных объектов в Ленинградской области. Но чаще всего на фоне петербургских предложений областной работодатель явно проигрывает, — резюмирует Михаил Ананьин. — Не раз беседуя с соискателями, пришёл к выводу, что развиваться рынку труда мешают и нерешённые проблемы с транспортной доступностью. Шутка ли, добираться с работы домой, когда зимой маршрутки сходят с рейса на полтора–два часа раньше и нет развозки. Порой даже такси вызвать сложно».

По словам исполнительного директора Ленинградской областной торгово–промышленной палатыИгоря Муравьева, урбанизация — процесс объективный: «В её основе, как правило, лежит рост промышленности в городах и углубление территориального разделения труда. Получается, люди могут сегодня жить в одном населённом пункте, а работать в близлежащем, тратя время на дорогу туда и обратно. Такой круговорот трудовых ресурсов характерен для всех крупных современных городов.

Впрочем, между Петербургом и Ленобластью наблюдается разнонаправленная маятниковая миграция. Иногда встречаются примеры, когда жители города на Неве едут в область. Но таких примеров немного». Больше всего маятниковых мигрантов приезжает из ближайших к Петербургу районов — Гатчинского, Кировского или Всеволожского. Добираться на работу им легче, время в пути — чуть более часа.

Вместе с тем, отмечает Игорь Муравьев, стоит учитывать, что нагрузка на социальную инфраструктуру в Ленобласти растет, а региональный бюджет несёт потери из–за недополучения НДФЛ. Налоги оседают в бюджете Петербурга. Перетянуть трудовой трафик, по мнению эксперта, может помочь открытие новых рабочих мест с высокими заработками. «В последнее время заговорили о реализации крупных проектов в портовой инфраструктуре и химической промышленности. Остановить отток трудовых ресурсов удастся, если в регионе появятся перспективные инвестиционные площадки, где люди смогут реализовывать новые идеи», — считает Игорь Муравьев.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: